Конструкция зимних шин и ее особенности

Адаптация шин под эксплуатацию при низких температурах развивается в трех направлениях: особый рисунок протектора; применение низкотемпературной резины; шипование.

Рисунок протектора

Форма и рисунок протектора зимней резины разработаны с учетом образования наибольшего количества кромок, предназначенных для сцепления с полотном дороги. Хорошее сцепление обеспечивают отдельно расположенные крупные блоки опорной части колеса с острыми кромками. На них нанесены тонкие канавки-ламели, которые добавляют многочисленные мелкие кромки. На периферии колеса края блоков переходят на боковую поверхность, образуя грунтозацепы, обеспечивающие дополнительное сцепление при погружении колес в рыхлый снег.

Конечно, каждый производитель разрабатывает свой рисунок протектора, но можно выделить два главных типа. Европейский, предназначенный для вождения под дождем и мокрым снегом. Диагональное, V-образное, симметричное относительно центра расположение водоотводных канавок с большим количеством ламелей. Это обеспечивает хорошую сцепку за счет того, что прорези вбирают мокрый снег и воду, очищая пятно контакта колеса с дорожным полотном.

Северный тип – для поездок по заснеженной или заледенелой дороге. Это глубокий асимметричный рисунок с большим количеством прямоугольных выступов, на которые нанесены ламели. Между элементами рисунка оставлено существенное расстояние, необходимое для того чтобы колесо продавливало слой снега и льда, при этом самоочищаясь от их остатков.

Резина

Резиновая смесь, применяемая в зимних шинах, обладает качествами сохранять свою эластичность, а следовательно, и величину сцепления при низкой температуре. Пористая поверхностная структура резины впитывает водяную подушку, образующуюся между колесом и дорогой, устраняя причину скольжения.

Верхний температурный предел применения зимней резины составляет + 7°C, а нижний зависит от производителя и колеблется от - 20°C до - 50°C. Ездить на зимних шинах при температуре выше предусмотренной производителем не желательно. Резина размягчается, что приводит к повышенному износу. Кроме того, это и не безопасно, так как тормозной путь увеличивается.

В шипованных шинах используют более плотную резиновую смесь для более надежного крепления шипов. Иногда добавляется специальный наружный слой резины с дополнительными защитными свойствами.

Шипы

В некоторых европейских странах шипованные колеса под запретом. Они наносят серьезные повреждения дорожному покрытию и более опасны при вождении на очищенных от снега дорогах. Но в северных условиях это хороший вариант.

Главная функция шипов – продавливать укатанный снежный наст или корку льда, которые являются постоянными спутниками зимы. Шипы могут быть стальными или алюминиевыми со стальным сердечником. Существенным недостатком шипованных шин является затруднение при выборе момента установки, так как при отсутствии снежного покрова ездить на них не рекомендуется.

Особенности эксплуатации

Конструкция зимних шин определяет особенности их поведения на дороге. Мягкая резина и особенности протектора не позволяют развивать на зимних шинах большую скорость. На сухой дороге у них увеличивается тормозной путь и ухудшается поперечное сцепление при поворотах, что ведет к снижению уровня безопасности движения.

Если выбирать между фрикционными и шипованными шинами, следует учитывать, что первые наиболее хорошо проявляют себя в городе на чистом асфальте. А вот шипованной резине дороги без снежного наста или льда противопоказаны. Кроме того, к особенностям ее эксплуатации можно отнести повышенный шум при езде по асфальту.

Выбрать правильный тип зимних шин не всегда просто, но именно от этого выбора зависит ваша безопасность на зимних дорогах.